«Деятельность педагога-психолога
по профориентации учащихся МБОУ гимназии»
В настоящее время предъявляются высокие требования к качеству подготовки выпускников общеобразовательных учреждений, что выражается в следующих характеристиках: способность самостоятельно и осознанно осуществлять выбор будущей профессии и путей ее получения. Решить данную задачу призвана профориентационная работа и профильное обучение, которые помогают выпускникам сделать профессиональный выбор, т.е. самоопределиться.
Профессиональная ориентация – это деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в учреждениях профессионального образования, в которой активно участвует и педагог-психолог.
В связи с этим психологическое сопровождение целесообразно осуществлять в трех направлениях: диагностическом, просветительском и консультативном.
Диагностические исследования позволяют выявить у детей склонности, предпочтения в тех или других предметах, интеллектуальные и личностные особенности, и последующая профориентационная работа, направленная на формирование (объяснение или разъяснение) детям того, какой вид деятельности в будущем может являться для них предпочтительным, учитывая особенности их личности (характера темперамента и т.д.), и какие, следовательно, учебные предметы могут составлять их индивидуальный профиль обучения.
В рамках профильной ориентации составлен и используется перечень психодиагностических методик:
1) Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда;
2) Психологическое профориентационное обследование учащихся 9-11 классов по методике ДДО Е.А Климова;
3) Анкетирование «Профессиональное самоопределение»
4) Методика «Матрица выбора профессии»
5) Тест «Склонность к исполнительскому или творческому труду»
6) Тест «Если у Вас деловая хватка»
7) Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»
8) Тест Г. Айзенка «Тип темперамента» и профессии свойственные каждому психотипу с учётом уровня экстроверсии-интроверсии и уровню нейротизма.
В этом году большим подспорьем профдиагностики стало проведение уникальной масштабной акции «Билет в будущее» в рамках Всероссийского проекта по развитию системы ранней профориентации. В 2020-2021 учебном году приняли участие 60 человек, которые в полном объеме прошли участников прошедших этап тестирования и 50% школьников посетивших 1 мероприятие в онлайн режиме и 9 человек в мероприятиях вовлеченного характера.
На основе полученных результатов разработаны индивидуальные характеристики учащихся с рекомендациями по развитию имеющихся профессиональных способностей, выбору направления в будущей профессиональной деятельности.
В гимназии проводится работа и с родительской общественностью, которая выражается в проведении групповых и индивидуальных консультаций (например, информирование родителей о психологических особенностях того или другого вида деятельности на родительских собраниях, индивидуальная работа с родителями по разъяснению целесообразности того или иного профиля обучения для их ребенка, выступление на родительских собраниях например на тему: «Профессиональное самоопределение подростков», на котором знакомлю родителей с индивидуально-психологическими особенностями личности детей, а также нацеливаю родителей к пониманию запросов и особенностей своего ребёнка и правил выбора профиля обучения в 10 классе.
В рамках предпрофильной подготовки в гимназии много лет изучается учебный курс «Психология и выбор профессии» с учащимися 9-х классов автор программы Г.В. Резапкина, задачами которого является формирование мотивов саморазвития, личностного роста; познание учащимися самих себя; формирование теоретических представлений, связанных с миром профессий; профессиональное самоопределение.
На занятиях по программе «Психология и выбор профессии» школьники в ходе самодиагностики изучают свои психологические особенности, «примеряют» различные модели поведения и оценивают их эффективность. Пособие для учителя содержит примерный конспект всех уроков с необходимыми пояснениями и комментариями, а также ответами на вопросы (правильные ответы выделены жирным шрифтом). В этом году этот курс ведёт наш зам дир УВР Головань Т. А. Я , а педагог-психолог проводит интегрированные уроков в рамках этого учебного курса т.к в программе много вопросов из психологии, то мы объединяем усилия. Такие темы как «Что такое стресс», «Чувства и эмоции» «Темперамент», «Внимание и память» - чисто психологические, которые позволяют побудить школьников к размышлению об учёте в выборе профиля обучения знаний из различных областей наук.